Джон
О’Донахью
Анам
Кара. Духовная мудрость из Кельтского Мира
Глава
вторая. По направлению к одухотворению чувств
Лицо
– это икона творения
Сотни
миллионов лет миновали, прежде, чем появились цветы, животные и
люди. Ландшафт был сам по себе. Представьте, что океаны находились
в тишине, и ветры в покое до тех пор, пока человеческое лицо не
появилось на земле – самое удивительное во всем творении. В человеческом
лице вселенная перестала быть отчужденной. Шумы ветров и океанов,
тишина звезд и гор достигли присутствия в лице человека. В некотором
смысле, лицо – икона тела. Лицо – зримая биография каждого человека.
Если внимательно рассматривать чье-нибудь лицо, вы многое поймете
о жизни этого человека.
Святость
взгляда
Простая
идея о том, что человек живет в теле – захватывающая. Например,
когда люди приходят к вам в гости, они приходит телесно. Они приносят
свой внутренний мир, опыт и память в ваш дом в оболочке своего тела.
Пока они находятся у вас, они – здесь и сейчас - телесно рядом с
вами находятся целые миры. Когда визит заканчивается, и посетители
расходятся, они уносят эти потаенные миры прочь.
Бесконечность
внутреннего мира
Хайдеггер
прекрасно сказал, что мы являемся хранителями глубоких и древних
порогов (threshold – англ., порог – важное понятие для кельтского
сознания, пороги – переходы, инициация).
Лицо
и восстановление целомудрия
Тело
– это ангел души
Человеческое
тело прекрасно. Это привилегия – быть воплощенным в теле. Мы взаимодействуем
с внешним миром посредством тела. Тело – ваш дом, единственный дом
во вселенной. Дом, отражает как зеркало характер и душу своего хозяина.
Через тело ваша душа становится видимой и реальной. Есть тайное
взаимоотношение между вашим физическим существованием и ритмом вашей
души. Тело – это место, где душа являет себя. Мой друг из Коннемара
сказал, что тело – это ангел души. Тело священно.
Тело
– это зеркало души
Тело
– это таинство. Таинство – это видимый знак невидимой милости. В
этом определении прекрасно указано, как невидимый мир выражается
в видимом. Он стремится к выражению того, что лежит в глубине сердца
невидимого мира. Вся наша внутренняя жизнь души жаждет найти внешнее
зеркало. Жаждет формы, в которой может быть зрима, ощутима и доступна
прикосновению. Тело – зеркало, в котором выражается тайный мир души.
Тело очень искренне. По своему опыту вы знаете, что тело редко лжет.
Все ваши движения, все, что вы делаете, требует совершенности и
слаженности всех чувств друг с другом. Проведенное в размышлении
и тишине время о тайне тела приведет вас к мудрости и святости.
Вы должны преодолеть ложный дуализм, который разделяет душу от тела.
Душа не просто внутри тела, спрятанная где-то внутри. Все ровно
наоборот. Ваше тело – в душе и душа объемлет вас полностью. Ваше
тело знает вас очень близко (интимно) и оно хочет говорить с нами
и сообщать нам правду, лежащую под наружной поверхностью.
Для
кельтов видимое и невидимое было одно
Богословие
потому относилось несколько негативно к телу, что дух понимался,
скорее в терминах воздушной стихии, нежели земной. Как бы считается,
что воздух – это область дыхания, так же и мысли. Это большая ошибка,
так думать. Природа – это прямое выражение Божественной фантазии.
Она - наиболее интимное отражение Божественного чувства красоты.
Природа – это зеркало Божественного воображения и мать всякой чувственности,
следовательно, совершенно не-ортодоксально понимать дух в терминах
сугубо невидимого. Все в мире души имеет глубокое стремление и тоску
по видимой форме. Воображение – это способность, которая соединяет,
со-представляет и помогает проговаривать видимое и невидимое. В
кельтском мире, например, есть замечательная интуиция, как видимое
и невидимое переходят друг в друга. На западе Ирландии много историй
о призраках, духах и волшебниках, которые связаны
с определенными местами; эти легенды такие же естественные, врожденные,
как и менталитет местных жителей.
Дети
Лира
Говоря
о глубокой связи кельтского менталитета с природой, надо отметить
один из изумительных аспектов языческого мира – способность превращений
(обротничество), когда волевым усилием человеческое тело превращается
в форму любого животного. Кельтская легенда о детях Лира рассказывает
о мифическом мире Туата де Даннан (Tuatha De Dannan) - племени,
жившем в землях Ирландии. Правитель Лир повздорил с соседним королем.
Чтобы избежать конфликта, Лир женился на одной из его трех дочерей.
У него родилось двое детей от этого брака. Внезапно умирает жена
Лира и он женится на второй дочери соседнего правителя. Она воспитывает
детей Лира, но проникается завистью, что им оказывается больше внимания,
и, поскольку, она была колдуньей, то превратила их в двух лебедей.
Они были приговорены к провести девятьсот лет в изгнании. Будучи
лебедями они сохранили человеческую память и личность. Когда христианство
пришло в Ирландию, они приняли человеческий облик, но совсем дряхлыми
стариками. Горечью и печалью проникнуто описание их путешествия
в пустыне в птичьем обличье но с человеческой душой. Это глубоко
кельтская история показывает как мир природы находит мост к животному
миру. История показывает также, что есть глубинное сопричастие человеческого
мира миру животных. Лебединая песня детей Лира имела власть исцелять
и успокаивать людей. Величие истории и в том, что она обнаруживает
глубинную обнаженность животного мира человеческому. Животные древнее
чем мы. Кельтское сознание признавало древнюю близость и знало животный
мир. Все в мире для Кельтов было глубоко взаимосвязанным и одухотворенным.
Это видение мира распространялось и на язык. В Кельтском мире язык
имел власть вызывать события. Песни и чары могли по-настоящему развернуть
курс негативной судьбы и нести что-то новое и хорошее. В Кельтском
мире, особенно в мире чувств, не было барьера между душой и телом.
Душа была сестрой тела, тело – души.
Око
Великого Бога,
Око
Бога Славы,
Око
Святого Духа,
Око
Царя всего живущего.
Изливай
на нас свет
В
любое время года
Мягко
и щедро.
Слава
Тебе!
Слава
Тебе, Великому Солнцу!
Слава
Тебе, Сыну Бога Живого!
Духовность
преображения
Духовность
– это искусство преображения. Нам не следует руководствоваться идеей
предопределенности, она может “запрограммировать” наши жизни. Более
того, нам нужно практиковать новое искусство внимания к внутреннему
ритму наших дней и жизней. Это внимание приведет вас к новому сознанию
вашей человечности и Божественного присутствия, к творческому сознанию
– слишком часто люди стараются изменить свои жизни используя волю
как молоток, чтобы забить их жизни в правильную форму. Ваша душа
знает географию вашего внутреннего мира. Ваша душа, единственная,
имеет карту вашего будущего, следовательно, вы можете доверять этой
стороне себя. Если вы так поступите, вы попадете туда, куда нужно,
но что важнее всего, этот опыт научит вас доброте. Если вы обратите
внимание на себя и будете искать как обрести себя, вы точно найдете
правильный ритм для вашей жизни. Чувства – это щедрые пути, которые
приведут вас домой. Обновление и полное преображение вашей жизни
может прийти через внимание к вашим чувствам. Ваши чувства проведут
вас в глубокий внутренний мир вашего сердца.
Чувства
– это пороги души
Слишком
долго мы верили, что Божественное вне нас. Если мы верим, что тело
в душе, и душа укоренена в Божественном – тогда присутствие Божественного
совершенно близко, Оно с нами.
Когда
ваши чувства открыты миру, первое, с чем они встречаются – присутствием
души. Быть чутким или чувственным – значит быть в присутствии своей
души. Настраивание чувств (как музыкального инструмента) может смягчить
кругозор, согреть и исцелить атрофировавшиеся чувства, которые как
препятствия
изгоняют нас из нас самих же, и разделяют друг с другом.
Наши
глаза
Есть
поразительная правда в том, что как вы видите и что вы видите определяет
каким и кем вы являетесь. Полезный способ для начала внутренней
работы – объяснить самому себе свой стиль видения. Спросите себя:
что это за способ, которым я вижу, созерцаю мир? С помощью этого
вопроса вы откроете определенный способ видения. Есть много стилей
видения.
Стили
видения
Видеть
– это значит судить. В глубине вещей правда – это парадокс.
Для
любящего взгляда – все настоящее. Если мы можем взглянуть на мир
любящим взглядом, тогда мир предстанет перед нами полный приглашения,
возможности и глубины.
Вкус
и речь
Одно
из самых знаменитых качеств кельтского народа – их гостеприимство.
Странника всегда приглашали к столу. О важности сохранения языка
(гэльского, в частности).
Аромат
и дыхание
Экхарт
сказал, что вы никогда не оставляете место, где живете – дом вашей
духовной принадлежности.
Истинное
слышание есть служение
Иногда
мы слушаем, но редко слышим. Настоящее слышание заключается в способности
услышать несказанное и невыразимое. Быть по-настоящему духовным
– значит иметь величайшее уважение к возможностям тишины. Мартин
Хайдеггер сказал, что истинное слышание – это служение. Когда вы
слушаете своей душой – вы приходите к ритму и единству с музыкой
вселенной. Поэты – это люди, которые посвящены в пороги, где встречаются
тишина и музыка. О музыке. Замечательный дирижер Sergiu Celibidache
сказал: “Мы не играем музыку, мы только создаем условия, чтобы она
могла появится”.
Язык
касаний
Руки
прекрасны. В человеческом касании руки находят руки, лицо или тело
Другого. Касание приносит присутствие дома.
Кельтская
чувственность
Мир
Кельтской духовности целиком находится в единстве с ритмом и мудростью
чувств. Когда вы читаете Кельтскую поэзию о природе вы видите, как
задействованы все чувства: вы слышите шум ветра, ощущаете вкус фруктов,
т.е. чувствуете, как природа касается человеческого присутствия.
Кельтская духовность обладает сильным мистическим чувством отношения
с миром духов. Кельтский глаз обладает способностью видеть тот промежуточный
мир, что располагается между видимым и невидимым. Это то, что ученые
называют воображаемым миром. В кельтском мире здесь живут ангелы.
Кельтский глаз любит этот мир. В Кельтской духовности мы находим
новый мост между видимым и невидимым – это прекрасно выражено в
поэзии и благословениях – оба эти жанра становятся одним, так естественно,
изящно и лирично перетекают один в другой.
Благословение
чувств
Пусть
будет благословенно твое тело.
Пусть
ты поймешь, что оно – верный и прекрасный друг твоей души.
Пусть
мир и радость пребудут с тобой, и ты узнаешь, что твои чувства святы.
Пусть
ты поймешь, что святость – это заботливый взгляд, чувствование,
слышание и касание.
Пусть
твои чувства принесут тебя домой.
Пусть
они всегда празднуют с тобой чудесную тайну вселенной и твоего присутствия
здесь.
Пусть
Эрос Земли благословит тебя.
По
изданию: John O’Donohue. Anam Cara. Spiritual Wisdom from the Celtic
World.
© Bantam Press (London), 1997
© John O’Donohue
© Румянцева Н. А., перевод, 2004