Перламутр
Живопись по перламутру
Вы любите красивые вещи? Стремитесь выглядеть элегантно и со вкусом? Хотите создать свой неповторимый стиль и образ? Неудивительно.
Желание выглядеть хорошо или очень хорошо было свойственно человеку всегда. Вот почему во все времена люди так любили украшения. Их носили мужчины и женщины. Их делали из стекла, драгоценных и поделочных камней, металла, кости, дерева, морских раковин, пластика- все материалы перечислить просто невозможно.
Внешний облик украшений постоянно менялся. Как и способ их создания, он зависел от множества факторов - от времени создания и стиля этого времени, от технологических возможностей мастеров, их профессионализма и таланта, от моды и предпочтений заказчика, а также от множества разнообразных случайностей.
Сегодня, благодаря разнообразию материалов и технологий, возможности создателей украшений практически неограниченны. Все зависит только от фантазии мастера.
Не так давно на художественном рынке начали появляться очень интересные украшения, декорированные живописью по перламутровому фону. Сама эта техника не нова. Еще в XIXв. она применялась при создании икон. Однако до нас дошло всего несколько подобных экземпляров. Кроме того, предметы, украшенные живописью по перламутру, изготовляли ряд частных производителей - в том числе, знаменитые фабрики Лукутиных и Вишняковых и ювелирная фирма братьев Грачевых.
Со временем эта техника была практически утрачена, однако, сегодня она возрождается и применяется при написании икон и картин, оформлении украшений и циферблатов часов. Предметы, украшенные живописью на перламутре, не предназначены для массовой продажи. Их производство требует большого мастерства и занимает много времени. Зато и вещь, которую вы приобретете, будет уникальной.
По сути, техника росписи по перламутру опирается на традиции русской лаковой миниатюры XIX в. и во многом использует знания и приемы Федоскинской мастерской, таким образом, продолжая традиционно русское ремесло.
Лаковая миниатюра, которую мы сегодня относим к Федоскинской школе, возникла в 1795г., когда купец П.И.Коробов организовал в подмосковном сельце Данилково (ныне Федоскино) производство лаковых козырьков для головных уборов армии. Позднее он наладил производство лаковых табакерок и других изделий из папье-маше. Это стало возможно благодаря тому, что Коробов привез несколько мастеров со знаменитой фабрики И.Штобвассера, находившейся в немецком городе Брауншвейге. Первые изделия украшались незатейливым орнаментом, а на их крышки наклеивались бумажные картинки- гравюрки, сверху покрывавшиеся прозрачным лаком. Изображения на картинках обычно касались недавних исторических событий- войны 1812 г. или войны с турками.
Дальнейшее развитие лакового производства в Федоскино связано с семьей Лукутиных. В 1817 г. фабрика П.И.Коробова перешла к его зятю, П.В.Лукутину, который значительно расширил производство. Однако расцвет фабрики пришелся на время руководства ею сына последнего-А.П.Лукутина. Именно при нем совершенствуются технологии росписи - в частности, появляются две знаменитые федоскинские техники - роспись "по-плотному" и "по-сквозному". Первая подразумевала использование корпусных, непрозрачных красок, за счет чего рисунок становился плотным, а сам красочный слой под лаком - очень прочным. Напротив, роспись "по-сквозному" создавалась лессировочными (прозрачными) красками. Оригинальность этой техники заключалась в том, что перед росписью поверхность изделия покрывалась светоотражающим материалом-металлическим порошком, сусальным золотом, поталью или же на ней делались вставки из перламутра, за счет чего изображение казалось объемным.
Помимо живописи федоскинские изделия украшались "сканью" (орнаментом из миниатюрных кусочков фольги по сырому лаку), "цировкой" (рисунком, процарапанным по лаку с помощью лекала), "шотландкой" (сложной сеткой, нанесенной жидкими красками с помощью ресфейдера и линейки) и другими способами. Как и роспись по перламутровым пластинкам, эти способы декорирования поверхности изделий применялись и позже - в советский период работы Федоскинской мастерской. Используются они и сегодня, создавая неповторимый стиль изделий Федоскинской школы миниатюрной живописи, которая и продолжает привлекать ценителей лаковой живописи.
Опираясь на перечисленные приемы Федоскинской школы, создатели современных украшений пошли дальше. Если мастера Федоскино использовали для декорирования поверхности лаковой миниатюры лишь небольшие пластинки перламутра, то сегодня он покрывает всю металлическую основу изделия и является фоном для живописной композиции.
Привлекательность перламутра как декоративного материала не вызывает сомнений. Ближайший родственник жемчуга, он обладает специфическим блеском, обусловленным его органическим происхождением - перламутр состоит из расположенных параллельными слоями гексагональных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция - CaCO3), которые и обеспечивают радужный блеск при прохождении через них света. В природе перламутр образует внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков. Благодаря своему природному происхождению, перламутр уже в древности использовался для инкрустации различных предметов и изготовления украшений. Например, на Древнем Востоке перламутром инкрустировали ширмы, шкатулки, веера, гребни, панно и не только. В более позднее время из него делали пуговицы и клавиши для музыкальных инструментов.
Процесс создания живописного изображения на перламутре очень сложен. Помимо чувства цвета, формы и стиля, которые необходимы для работы над любым произведением искусства, здесь художнику потребуется хорошее зрение и исключительная аккуратность, потому что живопись на перламутре создается тончайшей кисточкой под лупой. После нанесения первого живописного слоя поверхность изделия покрывается тонким слоем лака. Последовательное нанесение трех-четырех слоев живописи и лака создает иллюзию объемного изображения.
Переливчатая поверхность перламутра обеспечивает художнику свободу творчества и позволяет дать волю своей фантазии - на таком фоне будет выигрышно смотреться и портрет, и пейзаж, и жанровая композиция.
В современных росписях по перламутру часто встречается женский образ. Это может быть как иконописный лик, так и портретное изображение - на циферблатах часов или женских украшениях. Прекрасным примером последнего может служить набор (кольцо и серьги) "Портрет" с миниатюрным изображением привлекательной юной дамы на каждом украшении. Лаконичная, округлая форма украшений гармонично сочетается с внешним обликом дамы - ее сложной прической и туалетом, придавая набору изящность и легкость. Похожая роспись украшает жостовская брошь и броши. Совсем иная роспись показана в наборе (кольцо и серьги). По форме эти украшения также круглые.
Не менее интересны живописные работы по перламутру с растительной тематикой. По своему внешнему облику и характеру росписи они очень разнообразны. Некоторые, как набор (кулон и серьги) "Очарование", заставляют вспомнить сразу две знаменитые русские техники - живопись по эмали (Ростовскую финифть) и лаковую живопись на металлических подносах (Жостово). Другие, например, кулон "Осенняя пора" создают иллюзию работы акварелью.
Тут нужно отметить, что цветочные композиции - очень популярный мотив в русских промыслах. Художники из Жостово использовали его уже в начале XIXв., когда они восприняли технику лаковой живописи от мастеров фабрики Лукутиных, работавших в соседнем (в 7 км. от Жостово) селе Федоскино. Жостовские подносы расписывались, как правило, крестьянами, которые и привнесли в лаковую живопись близкие им по духу сюжеты с их простотой образов и яркостью красок.
Не менее распространены цветочные мотивы среди Ростовских художников по финифти. Несмотря на то, что здесь цветочные мотивы появились недавно (вплоть до начала XXв. в творчестве финифтяных мастеров значительное место занимала иконописная миниатюра), сегодня, благодаря своему привлекательному внешнему виду и разнообразию, они вызывают интерес и пользуются значительным спросом.
Совсем в ином ключе написан пейзаж на кулоне "Осенняя пора". Вместо ярких, контрастных цветов - мягкие и несколько приглушенные. Такая имитация акварельного письма придает пейзажу эффект сиюминутности - делает его живым и, буквально, дышащим. Подобный живописный прием очень красиво смотрится не только в украшениях, но и непосредственно, в картинах на перламутре - обратите внимание, например, на картину "Ностальгия". Благодаря прозрачности письма и некоторой размытости контуров, пейзаж, написанный на блестящем перламутровом фоне, кажется особенно светоносным.
В то же время, перламутр позволяет обращаться и к сюжетам, традиционно используемым для декорирования предметов из папье-маше. Так роспись на броши отсылает нас непосредственно к работам мастеров Федоскино. Благодаря использованию цельной перламутровой поверхности, а не отдельных пластинок, рисунок на броши приобретает глубину и объем, не уступая по красоте традиционным лаковым росписям. Напротив, пейзаж с бегущей тройкой, словно подсвеченный изнутри, смотрится оригинально и эффектно.
Возможности перламутра как декоративного материала еще далеко не исчерпаны. Техника живописного письма по перламутру только возрождается, а значит, можно ожидать новых творческих удач и талантливых работ, которые обязательно будут оценены по достоинству, как ценителями лаковой живописи, так и любителями оригинальных авторских украшений.
Татьяна Николаева
Жостово : Статьи : Живопись по перламутру
© 2014 ЖОСТОВО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ ДИНАСТИИ БЕЛЯЕВЫ - ГОНЧАРОВЫ С 1830 ГОДА
Любое использование материалов сайта и их размещение на других ресурсах только с согласия автора и обязательной активной ссылкой на zhostovo.com